Нравственное
воспитание на уроках русского языка и литературы
«Есть много родов образования и развития ,и каждое из
них важно само по себе , но всех
выше
должно стоять образование нравственное»,-
писал В. Г. Белинский
Литература - неисчерпаемый источник
духовных ценностей, которые необходимы человеку в жизни, и урок литературы-
урок человеческого общения. Не секрет,
что чтение уходит на задний план, дети мало читают, не воспринимают, не
понимают поэзию. Не -читающий ребенок, как правило, не способен рассуждать
,воображать , слабо развита фантазия. Работая в школе, меня беспокоят следующие
вопросы: как приобщить школьников к чтению, как развивать любовь к слову,
художественный вкус, как через урок литературы влиять на личность ученика, на
развитие его творческих способностей
Ученики часто задают вопросы: « Зачем читать классику? Чему она учит?» Приходится
доказывать: прежде всего- любви к человеку, убежденности к бесспорной и
бесконечной ценности всякого человека.
В первые недели изучения Л. Н. Толстого
обнаруживается некоторая растерянность ребят перед значительностью писателя.
После вступительных уроков-лекций начинаем разговор о «Войне и мире» с истории
создания ,со смысла заглавия ,что такое «война», «мир»? С вчитывания в слово
писателя начинается изучение романа. Мы восхищаемся непосредственностью Наташи
Ростовой, добротой Пьера.
«Главное качество всех произведений
Толстого, - писал Чернышевский, - чистота нравственного чувства».
Стараюсь, чтобы герои Толстого не были для
ребят только представителями своего времени, а были бы прежде всего людьми,
вместе с которыми имело смысл поразмышлять о том, как жить нам. И весь роман
был не только исторической эпопеей, а произведением о том, как жить. Один
жизненный путь Курагиных, Бергов, для которых главное – внешнее благополучие:
богатство, карьера. Другой путь – путь князя Андрея, Пьера, Наташи, княжны
Марии, для которых главное – выразить себя, совершить что – то большое: для
Пьера, княжны Марии – делать добро; для Наташи – любить. А любить для нее –
значит быть счастливой самой и дать счастье другому человеку.
В чем выигрыш и проигрыш этих людей? Делают
вывод: Курагиным легче жить, они ничего не дают людям. У них нет радости от
того, что они сделали что-то хорошее, у них нет друзей, они не способны на
настоящую любовь, эти карьеристы одиноки.
У Андрея, Пьера, Наташи, Марьи – трудный
путь. Переживания их недоступны князю Василию или Элен, недоступно им счастье
любви, истинной дружбы, радость сознания своей причастности ко всему доброму в
жизни.
«Жить, как Анатоль, Берг, Элен, - проще и
легче, говорят дети, - но плата за эту легкость – отсутствие глубоких связей с
людьми, нормальных отношений».
«Война и мир» - роман не только о том, как
жить каждому отдельному человеку, но и о том, как жить друг с другом целым
народам и государствам.
Постепенно ребята осознают, что хороший
писатель помогает нам своим произведением
глубже понимать людей, рассказывает о самых глубинных их чувствах,
мыслях.
Воспитывая внимательного читателя, учитель
должен одновременно учить школьника передавать слушателям свои впечатления от
прочитанного.
Для этой передачи дети должны овладеть
некоторыми приемами театрального искусства. Часто обращаюсь к инсценированию и
чтению по лицам (ролям), это помогает «вживанию» в произведение. Проводила
театрализованные игры в 5-6 классах «Русская ярмарка», «Праздник масленицы».
Детям это нравится. Они обогащаются духовно, прикасаются к фольклору, к
народным истокам.
В самых различных видах и формах является к
нам на урок музыка. Стремлюсь, чтобы дети лучше знали образцы эстрадной,
народной песни, классику.
При изучении фантастики Г. Уэллса применяю
песню «Трава у дома», при обсуждении пейзажа в «Кладовой солнца» М. Пришвина
оформляю урок песней на стихи Кирсанова «Эти летние дожди». Дети глубже
воспринимают произведение после прослушивания песни.
На уроке «Народная песня у нас в гостях» по УНТ
были прослушаны аудиозаписи в исполнении Жанны Бичевской, Екатерины Шавриной,
Людмилы Зыкиной. А накануне урока предложила задания на дом такого характера:
-
Какие народные песни знают, поют, любят слушать в вашей семье?
-
Есть ли у тебя самая любимая народная песня? Какая? О чем она?
-
Чем она тебе нравится?
-
Запиши старинную народную песню.
Были неплохие работы, ответы. Но очень мало
знают, слушают в семьях народные песни. А ведь это наша духовность. Поэтому на
уроке развиваю умение учащихся видеть в песнях красоту, мелодичность, глубокий
смысл. Тем самым, через песню, стихи стараюсь привить любовь к земле, к народу,
природе.
Сборники стихов «Родные поэты», «Времена
года» дают огромную возможность видеть и понимать природу. Основываясь на эти
произведения, проводила урок «Осень в строках любимых поэтов».
Эпиграфом урока были слова «Здесь мало
услышать, здесь вслушаться нужно». Ученики должны были оформить свое
стихотворение, прочитать его наизусть, проанализировать. Тихо звучала музыка
Чайковского, дети читали стихи, каждый старался показать себя с лучшей стороны.
Обратили внимание, что не только поэты, но и
художники через свои картины передавали свое отношение к природе. Провели
беседу по репродукциям картин Поленова, Крымова, Левитана.
Это синтез искусства помог полнее и глубже
понять и описать красоту
осеннего леса, октябрьской природы. У одних получилось это удачно,
чувственный мир других, так скажем, не сформировался. Но, тем не менее, каждый
учился видеть прекрасное в окружающем мире.
Пытаюсь использовать изученные художественные
произведения на уроках русского языка, чтобы они не лежали мертвым грузом, а
были исследованы учащимися,
чтобы язык наших писателей поражал и вызывал
желание подражать им, становиться лучше
в жизни. Например, изучая рассказ Платонова «Неизвестный цветок» на уроке литературы, раскрываем, как писатель
говорит о природе, открывает «окно в мир», вызывает чувства нежности, желание
оберегать мир, помогать ближнему в этом мире.
Одновременно использую этот материал при
изучении лексики на уроке русского языка. Или же рассказы Приставкина, которые
несут информацию и исподволь влияют на понимание нравственных ценностей в
жизни. Это рассказы «Товарищ Гонцова», «Козье молоко», «Рабочая порция», в
которых нравственный смысл рассказов, глубоко раскрывающих понятие милосердия,
хорошо воспринимается ребятами, а в старших классах это рассказы «Солдат и
мальчик», «Ночевала тучка золотая». Чтобы выяснить для себя, как же дети
проникли в произведение, даю сочинение: «Каким вы видите героя рассказов
Приставкина?». Или же пишем изложение по русскому языку по рассказам
Приставкина, но без авторской концовки, с тем, чтобы учащиеся придумали конец
истории, как они увидели его и поняли из самого рассказа. По окончании работы
читаю концовку рассказа; тем самым ребята получают возможность сопоставить свои
работы с авторской.
На уроках русского языка пытаюсь также
соединить работу по речевому и нравственному развитию. Урок «Роль
прилагательных в речи» начала со слов Пришвина:
«Все прекрасное на земле – от солнца, все
хорошее от человека».
Ребята объяснили, почему эти строчки имеют
отношение к уроку, определили, есть ли в записанных предложениях
прилагательные.
Работа с прилагательными продолжалась по
предложению:
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце
умным будет
(Строчки С.Я. Маршака)
Предлагалось учащимся определить по толковому словарю
лексическое значение слова «сердце»
Отвечали, что может сказать о сердце врач,
как он может определить его (глухие тоны сердца, больное сердце, увеличенное).
Как мы говорим о сердце человека с добрыми
глазами, о сердце человека, который живет интересами других людей.
Дети записали 10 прилагательных (доброе,
беспокойное, горячее, золотое, огромное, мягкое, и т.д.). Каждое прилагательное обсуждается,
осмысливается. Для чего? Для того, чтобы дети уловили разницу между
словами «великодушное и благородное» ,
«жалостливое и кроткое».
Далее
работали с фразеологическим словарем ,выписали фразеологизмы со словом
«сердце»,объяснили значение, говорили о людях с добрым сердцем, горячим
сердцем, дали понятие о милосердии, обратили внимание на значении слова» милосердный».
Милость сердца – человек, который любит
людей, тот, кто чувствует боль других.
Привели примеры литературных героев – кто
отзывчив, добр.
Определили, как называют людей, которые имеют
другую жизненную позицию, другое отношение к людям.
Записали прилагательное с противоположным
значением к словам: доброе, беспокойное – безумное, бесчувственное, глухое,
жестокое, зачерствелое, злое, ледяное. Объяснили
значение фразеологизма «сердце
обросло мхом»?
-
Чем страшно «ледяное сердце»?
Привели
примеры таких литературных героев («Три
толстяка», «Снежная королева»).
-
Что значит » железное» сердце?
- Кто из известных вам героев хотел заменить
такое сердце другим?
(«Волшебник
Изумрудного города», зачитывали отрывок, делая акценты на необходимое).
Ученики записывали предложения, используя
прилагательные.
Последние минуты отведены на создание миниатюры на одну из тем:
«Памятник Доброму Человеку», « Меня
переполняет любовь и нежность», «Милосердны ли мы?». Таким образом, ученик сами
пришли к выводу о милосердии, доброте.
«И каждый читатель как тайна», - сказано у Ахматовой, и как тайна,
поэтому каждый урок. В нем скрыты и возможности творчества и возможности
необыкновенных озарений. А может на уроке и не получиться, тогда исчезает
литература.
В этой неожиданности, непредсказуемости
состоит, возможно, тайна притягательности нашей профессии.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И
нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Т.И.
|